Расслоение между волокнами металла

Расслоение между волокнами металла

Если в сечении макрошлифа наблюдаются расслоения металла, то основной их причиной является загрязнение металла и перегрев его в процессе сварки.

Кроме того, перегрев металла в процессе сварки может повлечь за собой еще и надрывы как в металле усиления (выдавленном из стыка), так и в уходящем внутрь сечении.

Дефекты микроструктуры сварных соединений выявляются путем приготовления продольных или поперечных шлифов из металла стыка и обработки специальными травителями их поверхности. После этого поверхность шлифа изучается с помощью микроскопа с многократным увеличением. При этом, если обнаруживаются  в плоскости  стыка  сплошные  неметаллические включения,  то  возможны  следующие  причины:  либо основной  металл загрязнен включениями, либо имел место перегрев в процессе сварки. Последнее происходит вследствие недостаточной интенсивности и устойчивости оплавления, плохого нагрева в процессе сварки, малой скорости осадки и ряда других причин. Возможно, что на поперечном шлифе будут выявлены мелкие неметаллические включения, располагающиеся либо цепочкой, либо участками в различных местах. В этом случае причиной дефекта  будут являться недостаточная осадка в сочетании с перегревом металла стыка и его окислением. Наряду с дефектами, которые выявляются в процессе внешнего осмотра (дефекты внешнего вида) или путем макро- и микроисследований, возможны случаи выявления дефектов путем испытаний сварных соединений на растяжение, на изгиб или на удар. В случаях, когда соединение разрушается по околостыковой зоне или по стыку или при испытаниях на растяжение, когда излом хрупкий, мала ударная вязкость при испытаниях на удар или мал угол загиба и излом при разрушении хрупкий, возможны те же причины, что и в случаях при дефектах, вызываемых перегревом, и трещины в околошовной зоне, а также когда не весь расплавленный металл выдавлен при осадке из сечения вследствие, например, недостаточного усилия осадки или если в соединении значительное количество неметаллических включений.

Дефекты процесса контактно-стыковой сварки. Дефекты сварных соединений, как и общие технико-экономические   показатели   процесса,   предопределяются   процессом    сварки    и    обусловлены     рядом    причин:

1) неправильным выбором способа и режимов сварки;

2) несовершенством или неисправностью сварочного оборудования;

3) недостаточной подготовленностью производственного персонала, выполняющего сварочные работы;

4) неправильным проведением подготовительных и вспомогательных работ и наконец

5) несовершенством организации работ на производственном участке. Основными и необходимыми условиями качества сварных соединений являются строгое соблюдение технологического процесса, правильный выбор и контроль рабочих режимов сварки в течение всего времени работы машины. В случаях, если машины для контактно-стыковой сварки подключаются к источникам недостаточной мощности, то при параллельной работе нескольких машин наблюдаются значительные колебания напряжения в первичной питающей цепи. Это приводит к нарушению выбранных режимов и может вызвать брак по сварке. Вместе с этим несистематический контроль технического состояния контактно-сварочных машин или отдельных ее узлов — электродов, трансформаторов, подающих, осадочных, зажимных и упорных устройств, направляющих и др. приводит к нарушению технологического процесса и несоблюдению режимов сварки.

Значительное влияние на качество сварных соединений оказывает и неудовлетворительная работа оператора-сварщика, обслуживающего машину. Например, несоответствующая данному диаметру стержней величина выпуска, смещение или перекос их в электродах после зажатия, несоблюдение режимов или неправильная настройка машины, а также неправильное выполнение операций по стадиям всего цикла сварки является причиной брака, который при отсутствии надлежащего контроля со стороны ОТК может носить массовый характер.

Причинами брака по вине сварщика могут быть также либо его неопытность или невнимательность, либо несвоевременная зачистка контактных токопроводящих электродов или их замена в случае износа, а также несоблюдение его подручными технологического процесса, например, в части зачистки концов и торцов стержней от ржавчины и окалины.