Многоточечные машины и автоматы для сварки сеток и каркасов

Многоточечные машины и автоматы для сварки сеток и каркасов

За последние годы промышленность освоила и серийно выпускает специальные многоточечные машины, предназначенные для сварки арматурных конструкций. К числу таких машин следует отнести прежде всего автоматы типа АТМС-14Х75-4, АТМС-14Х75-5 для сварки сеток, автоматы типа АТМК-2 Х50, МТМК-2ХІ50 для сварки плоских каркасов, автомат типа МТМФ-2Х150 для сварки плоских ферм, полуавтоматические машины типа МТМС-7Х35, МТМС-9ХЗ, МТМС-10Х35 и МТМС-15×450 и др.

Принципиальное устройство специальных многоточечных полуавтоматов и автоматов — по существу не отличается от рассмотренных выше одноточечных машин с пневматическим или пневмогидравлическим механизмом сжатия и автоматически управляемым сварочным циклом.

Однако следует обратить внимание на характерную особенность внедрения их в промышленность и энергетическое строительство. Эта особенность заключается в следующем. Специальные многоточечные сварочные автоматы выпускаются промышленностью в комплексе с необходимой подсобной технологической оснасткой и достаточно легко и быстро осваиваются на строительных объектах и в промышленности. Машины-полуавтоматы с большим трудом внедряются и не дают ожидаемого экономического эффекта, несмотря на их исключительно высокую производительность. Такое несоответствие, кажущееся на первый взгляд простым, заключается прежде всего в отсутствии специализированной технологической оснастки к машинам-полуавтоматам или хотя бы технической документации на эту оснастку. В качестве доказательства можно привести попытки неудачного внедрения машин типа МТМС-15Х450 на Куйбышев и Волгоградгидрострое. Наряду с этим проектная документация не всегда предусматривает точечную сварку, затрудняя тем возможность ее внедрения.

Выпускаемая заводом «Электрик» многоточечная машина типа МТМС-15Х 450 поступает на строительство только снабженная описанием машины, в которой не дается никаких рекомендаций по проектированию, изготовлению технологической оснастки и организации работ. Это приводит к тому, что дорогостоящие образцы опытных машин в течение длительного времени монтируются, для организации работ на этой машине проектируется и изготавливается специализированная оснастка и лишь через 1,5-2 года машина испытывается в работе. При этом выясняется много недоработок, ошибок в проектах оснастки, на устранение которых в условиях установившегося ритма работы арматурного завода не уделяется достаточного внимания, и освоение ее затягивается еще примерно на 1 год, в результате упущено время и необходимость в тяжелых сетках для изготовления пространственных конструкций отпадает, машину и технологическую оснастку демонтируют, чтобы повторить на другом строительстве примерно в том же плане.

Такое положение наблюдалось и наблюдается в настоящее время, а произведенные ранее затраты не окупаются.

Для сварки арматурных сеток шириной до 4,5 м из стержней диаметром от 3 до 20 мм ВНИОМС разработана специальная полуавтоматическая сварочная машина. Преимуществом этой машины является простота устройства, малая установленная мощность, достаточно высокая производительность и возможность изготовления сеток различной ширины.

Машина «ВНИОМС» состоит из сварной фермы, на нижнем поясе которой на тележке установлен сварочный трансформатор, а на верхнем — пневматический или электромагнитный прижим. Прижим и трансформатор связаны тросом, который служит для одновременного перемещения их по ферме. Передвижение прижима и трансформатора производится электродвигателем, с помощью которого приводится во вращение вал с роликом, связанный с тросом. Работы по сварке сеток на такой машине организуются следующим образом. Заготовленные заранее продольные стержни раскладываются на приемном роликовом столе так, чтобы концы их находились на линии, совпадающей с осью, проходящей через электроды машины. На верхней плите трансформаторного кожуха установлены два плоских электрода, которые могут раздвигаться в зависимости от расстояния между продольными стержнями. Затем укладывают поперечный стержень и опускают электроды, включают сварочный трансформатор и производят сварку. Машина допускает одновременную сварку двух или четырех точек пересечения стержней. Сварочный ток подводится только с одной стороны. После сварки точек трансформатор и прижим перемешают на определенный шаг для сварки следующих пересечений поперечного стержня. Перемещение сетки осуществляется с помощью рычажного механизма. Возможно изготовление машины по такому типу и для сварки стержней большего сечения, если применить сварочный трансформатор соответствующей мощности.

На основе опыта эксплуатации этой машины ВНИИОМС разработаны проекты более совершенных машин, обеспечивающих большую производительность, улучшающие условия работы и обслуживания.