Практика отечественного турбостроения

Практика отечественного турбостроенияКинематическую пару II класса можно образовать с помощью шариковых или роликовых самоустанавливающихся сферических подшипников качения. Внутренняя обойма закрепляется неподвижно на валу, а внешняя обладает относительной подвижностью вдоль оси посадочного гнезда. Наложенными условиями связи будут два усилия: одно — по вертикали, другое — перпендикулярно плоскости чертежа.

Тот же сферический подшипник качения, но жестко закрепленный по внутренней и внешней обоймам образует кинематическую пару III класса. Это происходит из-за добавления еще одного условия связи в виде усилия. Такие же по классу кинематические пары могут быть получены и с помощью однорядных подшипников качения, но при соответствующих условиях работы последних.

Как известно, в однорядных подшипниках допускается незначительное относительное угловое смещение обойм. Если по условиям работы вала его угловая деформация у опор не превышает допустимых значений, то этим самым будет обеспечена его самоустанавливаемость.

Нетрудно заметить, что если угловые деформации превышают допустимые значения, то такие соединения превращаются соответственно в IV и V класс кинематических пар. Кинематическую пару III класса можно получить при использовании упорного подшипника качения. Непременным условием организации такой пары является обеспечение зазоров между упорными обоймами, валом и корпусом.

Получаемая при этом кинематическая пара относится к категории плоскостных пар. Кинематическая пара IV класса образуется всегда при сдвоенных подшипниках, если обеспечивается и осевая относительная свобода обойм. При этом подшипники могут быть однорядными шариковыми, сферическими роликовыми или шариковыми. Если же такой относительной свободы не будет, то соединение соответствует V классу кинематических пар. Кинематическая пара IV класса получается также при использовании роликовых подшипников качения, неспособных воспринимать осевые нагрузки.