Привод бокового клапана также начинается с кулачкового механизма. Толкатель этого механизма через шатун связан с промежуточным рычагом. Соединение шатуна с толкателем и рычагом выполнено в виде сферических шарниров.
Это целесообразная с точки зрения надежности конструкция механизма. Далее с этим механизмом связан аналогичный ползунно-коромысловый механизм, обеспечивающий привод рычага клапанной колонки. Первоначальный заводской вариант указан индексом (I), второй — индексом (II). Воздействие тяги на рычаг колонки клапана передается через серьгу.
Структура примененных кинематических пар легко определяется по предлагаемым сечениям. Соединение серьги с рычагом осуществлено через цилиндрическую пару, конструктивно оформленную с помощью игольчатых подшипников качения. Наличие осевого зазора между серьгой и рычагом обусловливает IV класс этой пары.
Кинематическая пара рычаг — стойка относится к V классу. Общая структурная схема привода боковых клапанов первоначального варианта.
Кинематическая цепь представляет собой последовательное соединение кулачкового (звенья -3), двух шатунно-коромысловых (звенья 3-5 и 5-7) и ползунно-коромыслового механизмов. Подвижность цепи равна пяти. Основная подвижность дополняется подвижностями звеньев: проскальзывание ролика; вращение вокруг оси звена; перемещение звена вдоль осей кинематических пар; перемещение звена вдоль направляющей линии контакта.
Анализ конструкций приводов к клапанам отмечает тождественность конструктивных решений, принятых на различных заводах страны. Это может быть объяснено завершением отбора рациональных с точки зрения надежности конструкций. Главный вопрос, который решается в настоящее время, — это выбор схем с низкими производственными затратами.
Вместе с тем следует отметить необходимость дальнейших работ в направлении создания схем без избыточных условий связи как наиболее удовлетворяющих требованиям надежности.