Рычажный вал

Рычажный валСоединение поворотного кольца с серьгой осуществляется через пару IV класса (цилиндрический шарнир со значительным осевым зазором), а соединение серьга с внутренним рычагом — через пару III класса. Введение сферического шарнира III класса вместо цилиндрического шарнира V класса снимает отмеченное дублирование угловых координат. Несовпадение расчетных размеров формально компенсируется относительным линейным смещением серьги и поворотного кольца и относительным угловым смещением серьги и рычага.

Второй вариант, который является наиболее целесообразным и поэтому относится к категории рекомендуемых. Применение в этом случае двух сферических пар III класса при соединении серьги с поворотным кольцом и внутренним рычагом увеличивает общую подвижность механизма (к основной подвижности добавляется подвижность серьги — возможность вращения относительно ее оси). Предлагаемый вариант структурного решения гарантирует высокое качество работы механизма.

Целесообразность применения такого варианта очевидна, так как возможность осевых смещений в цилиндрической паре IV класса зависит не только от передаваемых усилий, которые кстати весьма существенны, но и от относительных скоростей вращения ее элементов. Следовательно, предложенный выше вариант решения с применением пары IV класса является абсолютно надежным с точки зрения сборки механизма и при небольших относительных угловых смещениях его элементов и становится менее надежным при больших величинах смещений. Решение должно идти по пути применения шаровых соединений с обеспечением соответствующей защиты от солевых отложений.

Отметим, что конструктивное оформление сферического шарнира может быть, например, заимствовано из конструкции привода к боковым клапанам турбины ПВК-150 Харьковского турбинного завода. Компактность такого шарнира дополняется достаточно эффективной защитой от отложения солей.

Можно предполагать, что последняя эквивалентна защите при использовании обычных — цилиндрических шарниров.