Дефекты слитка

Одним из поводов, послуживших к развертыванию исследовательских работ в области производства крупных кузнечных слитков, явился большой брак роторов паровых турбин, изготовляемых из слитков легированной конструкционной стали весом в несколько Десятков тонн, забракование которых происходило по причине образования трещин на поверхности осевого отверстия ротора. Борьба с подобными дефектами не могла происходить без тщательного изучения причин их возникновения, т. е. без предварительного исследования строения и качества исходного крупного слитка.

Дефекты слитка, обусловленные, с одной стороны, технологией выплавки стали, а с другой — условиями ее разливки и кристаллизации в изложнице, могут при ковке в значительной мере устраняться, но также и усугубляться, если ковка производится без учета особенностей строения слитка. В связи с этим становится понятным тот интерес к качеству слитка, который проявляют металлурги на заводах тяжелого машиностроения, рассматривая в большинстве случаев качество слитка как критерий качества окончательной продукции.

Исследование двух слитков весом по 80 т из хромоникельмолибденовой кислой и основной мартеновской стали, проведенное ЦНИИТМАШ, позволило выявить основные дефекты таких слитков, установить причины их возникновения и наметить пути для устранения этих дефектов.

Представлена макроструктура этих слитков в их продольном сечении.

Тщательное исследование продольных и поперечных темплетов слитков позволило установить наличие основных дефектов в слитке, зачастую решающим образом сказывающихся на конечном качестве изготовляемых изделий. Основными дефектами в изучаемых слитках являются сильно развитые осевая усадочная рыхлость и внеосевая ликвация или, как часто ее называют, «усы».