Качество поковок

Заводами тяжелого машиностроения производится большое количество крупных стальных поковок ответственного назначения, проходящих сложный цикл технологической обработки. Качество таких поковок, особенно используемых для нужд энергомашиностроения (валы гидротурбин, роторы, диски и др.), далеко не удовлетворяет возрастающим требованиям машиностроителей. Так, например, повышенный брак роторов генераторов для мощных паровых турбин, работающих при скоростях порядка 3000 об/мин, в значительной степени лимитирует выпуск новых турбоагрегатов с высокими параметрами пара, приводит к непроизводительным затратам и недогрузке мощного кузнечно-прессового и другого оборудования.

То же самое имеет место при производстве валов гидротурбин, прокатных валков и других поковок, изготовляемых в тяжелом машиностроении.

Таким образом, повышение качества поковок для ответственных деталей приобретает в настоящее время особенно важное значение.

Как известно, качество поковок в решающей степени зависит от качества исходного кузнечного слитка.

Поэтому задача повышения качества поковок не может быть решена без улучшения качества слитков.

В настоящей главе излагаются результаты некоторых работ в этой области, проведенных Отделом металлургии стали ЦНИИТМАШ совместно с ведущими заводами тяжелого машиностроения. С этой целью ЦНИИТМАШ была проведена большая исследовательская работа по изучению строения слитков весом 80 т из хромоникельмолибденовой стали, один из которых был отлит на Уралмашзаводе из кислой мартеновской стали, а другой — на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ) из основной стали.

Это исследование помогло изучить типы дефектов, встречающихся в крупных слитках, наметить пути их устранения и реализовать нужные мероприятия в промышленности для повышения качества слитка.