Вал гидротурбины

При исследовании слитков весом 80 т из кислой и основной мартеновской стали особенно четко выявилось сильное развитие внеосевой ликвации («усов»), проявившейся в виде большого количества темных линий, выделяющихся после травления на продольном темплете слитка. Вал гидротурбины был изготовлен из слитка весом 195 т стали марки 40Н. Контроль торцовых поверхностей вала обнаружил большое количество волосных трещин, достигающих длины 25-30 мм. Сопоставление отпечатков по Бауману с действительным расположением трещин показало, что эти трещины точно совпадают с расположением «уса» (в продольном сечении) или пятна (в поперечном сечении).

Для выявления распространенности трещин по всему валу последний был разрезан на большое количество колец, каждое из которых было подвергнуто исследованию. Было установлено, что вал, имеющий в грубом виде форму катушки, был поражен трещинами, находящимися в пятнах внеосевой ликвации по всей длине.

Вне «усов» трещин обнаружено не было. Характерно, что трещинами были поражены те участки металла, которые находились в зоне наименьшей деформации при ковке, т. е. средние слои в толщине стенки вала (поскольку вал был полым) и почти все сечение фланцев.

Не рассматривая подробно причин возникновения «усов» в слитке, поскольку этот вопрос является дискуссионным и существует много взглядов и теорий различных исследователей, отметим лишь тот бесспорный факт, что образование полос внеосевой ликвации находится в прямой связи с замедлением скорости кристаллизации металла в слитке и с составом стали.

Обнаружено, например, что при повышенном содержании никеля в стали, а также фосфора и серы степень развития внеосевой ликвации увеличивается.

Поэтому максимальное очищение металла от серы и фосфора является одной из насущных задач технологии выплавки стали.

Комментарии запрещены.