Технология получения чугуна

Практика работы Невского машиностроительного завода показала, что при использовании 50% отходов свойства стали Х15Н15КЗ не ухудшаются, в то же время продолжительность плавки, расход Г электроэнергии и себестоимость стали значительно сокращаются. До недавнего времени из чугуна изготовлялись преимущественно детали и конструкции, к которым предъявлялись невысокие требования.

В большинстве справочников чугун до недавнего времени характеризовался как материал хрупкий, ненадежный и пригодный главным образом для изготовления станин, оснований и т. п., которым из конструктивных соображений и для обеспечения жесткости придавались такие размеры, что удельные напряжения становились пренебрежимо малыми. В настоящее время чугун используется и для таких деталей, как коленчатые валы, крышки цилиндров быстроходных двигателей и ряда других ответственных деталей нагруженных машин.

Сущность работ, проводимых в области чугуна в ЦНИИТМАШ, может быть охарактеризована следующим образом: изучение связи между структурой чугуна и его свойствами; исследование зависимости между различными технологическими факторами получения чугуна и его структурой; воздействие на процесс кристаллизации графита с тем, чтобы, изменяя количество графита, форму включений, их взаимное расположение и распределение в металлической основе, регулировать свойства чугуна.

Для решения задач, поставленных Партией и Правительством по дальнейшему развитию машиностроения, большое значение приобретает широкое применение чугуна как литейного и конструкционного материала. Вместе с ростом уровня техники машиностроения и повышением требований к материалам, обусловленных увеличением нагрузок и скоростей машин, совершенствовались как методы производства-чугуна, так и его свойства.