Подшипниками называются части машин, служащие опорами для осей и валов. Опоры должны обеспечивать в течение длительного времени и при всех нагрузках и угловых скоростях необходимую и достаточную точность вращения. Трение, возникающее во время работы машины между опорными поверхностями подшипника и вращающегося вала, вызывает дополнительную затрату энергии.
При этом выделяется тепло, которое приводит к нагреванию поверхностей подшипника и вала, непосредственно находящихся в контакте, и вследствие этого возникает предел повышения нагрузки машины и увеличения числа её оборотов.
Указанным недостатком, обычным для всех подшипников скольжения, в меньшей степени обладают подшипники качения, в которых трение скольжения заменено трением качения.
Подшипник качения — элемент опоры вала, состоящий из комплекта тел качения, заключённых в соответствующие детали, предназначенный для передачи усилия опорной части и для обеспечения определённого режима вращения шипа, шейки или пяты при использовании тел качения 1. Коэффициент трения различных подшипников определяется примерно следующими средними цифрами: Подшипники скольжения среднего качества…..0,02 -0,03 Подшипники качения с витыми роликами……
0,006-0,007 Подшипники качения с длинными сплошными роликами……………
0,006-0,007 Подшипники качения с короткими роликами…..
0,003-0,004 Шариковые подшипники…………..
0,002-0,003