Цилиндрическое зацепление

Цилиндрическое зацеплениеЗадача с точечным зацеплением и неподвижной опорой может иметь два варианта решения. В варианте, предполагается сохранение ползуна в качестве направляющего устройства. При этом вводится существенный зазор между рейкой и буртиками ползуна. Этим самым пара рейка — ползун из V класса превращается в пару III класса.

Для самоустанавливаемости рейки по ползуну вводится кинематическая пара V класса (штанга рейки расчленяется на два звена). Если условием проектирования является использование эвольвентного зацепления, осуществляющего линейчатый контакт, и неподвижной опоры, то повышение надежности работы механизма может быть достигнуто с помощью схем, обеспечивающих самоустанавливаемость рейки и направляющего устройства по линии контакта зубчатой пары.

Для этого необходимо соединить рейку с поршнем через шаровую пару III класса. Если в качестве направляющего звена используется ролик, то его самоустанавливаемость может быть осуществлена введением дополнительного звена и дополнительной кинематической пары V класса. Система в этом случае обладает тремя подвижностями: основная дополняется подвижностью звена (вращение вокруг оси звена) и звена (проскальзывание ролика).

Если направляющим звеном сделать ползун, то его самоустанавливаемость может быть обеспечена сферической опорой. При этом зазоры между буртиками и рейкой должны быть также достаточно большими. Схема исполнения механизма привода.

Ее достоинством является значительное приближение к заводской конструкции и относительная простота направляющего устройства. Система обладает значительным числом степеней подвижности: основная подвижность дополняется подвижностями звеньев, (вращение вокруг оси звена) и звеньев (вращение в плоскости контакта с рейкой).