Первоначальный конструктивный вариант заслонки

Первоначальный конструктивный вариант заслонкиКонструкция распределительного кулачкового вала турбины К-503600. Заложенная в основу проектирования идея двухопорного вала решена просто и убедительно. Размещение кулачков и зубчатого колеса у опорных подшипников позволило выполнить распределительный вал при достаточно большой длине его в виде двух двухопорных валов, соединенных между собой кулачковой муфтой. Привод распределительного кулачкового вала осуществляется также с помощью реечного зубчатого зацепления.

Его особенностью является использование подвижной опоры роликов, ограничивающих смещение рейки в направлении межосевого расстояния. Такая схема привода подобна схеме, используемой ЛМЗ. Однако в некоторых своих структурных построениях она существенно отличается от конструкций ЛМЗ. Так, один из опорных роликов имеет два, а другой один поясок. Этим обеспечивается опора рейки на три точки.

Вместе с этим шток рейки соединен с рычагом балансира через сферический шарнир, обеспечивающий самоустанавливаемость рейки по зубчатому колесу. Этого нельзя сказать о конструкциях ЛМЗ, в которых использован цилиндрический шарнир.

В конструкции ХТГЗ значительно проще решен вопрос привода боковых клапанов (вместо универсальных шарниров использованы сферические соединения). Все проведенные мероприятия являются убедительным показателем борьбы за повышение надежности механизмов парораспределения и регулирования на Харьковском турбинном заводе. Непременным условием, обеспечивающим надежность работы распределительных кулачковых валов, является организация их расположения на двух опорах.

При этом каждая из опор должна гарантировать самоустанавливаемость валов, для чего рекомендуется использование сферических подшипников качения или подшипников скольжения, покоящихся на сферической подушке. Это мероприятие следует также широко рекомендовать и в случаях модернизации турбоустановок.