Бетонирование конструкций с использованием надуваемой опалубки

В дальнейшем А. Н. Чернов предложил добетонировать бортовые продольные участки конструкций до опор в надутом положении пневмоопалубки. В проектном положении эти участки занимают близкое к вертикальному положение. Для их бетонирования нужно устраивать двустороннюю опалубку.

Этот способ, к сожалению, не был доведен до промышленного внедрения. Позднее, в 1965 г. итальянский инженер Д. Бини предложил и запатентовал способ бетонирования купольных конструкций на надуваемой пневмоопалубке, с помощью которого в Италии построено свыше ста купольных сооружении пролетом до 30 ж. По этому способу предварительно возводится кольцевой фундамент, к которому затем прикрепляют пневмоопалубку и арматуру. Используются два типа пневматических опалубок: из эластичной неармированной резины и из практически не растяжимых прорезиненных материй.

Первая пневмоопалубка укладывается на горизонтальное основание без складок, вторая — со складками.

Поверх не надутой опалубки укладывается арматура либо в виде спиралей, либо в виде кольчужных сеток, а затем пластичная бетонная смесь, накрываемая эластичным полотнищем из поливинилхлоридной пленки. При надувании опалубки воздухом она вместе с бетонной смесью поднимается в проектное положение.

Поднимаясь, резиновая опалубка вытягивается, а опалубка из прорезиненной материи расправляет складки. Бетонная смесь вместе с арматурой также вытягивается, увеличивая свою площадь в 1,5-2 раза. Растягивающаяся спиральная или кольчужная арматура перемещается в теле бетона, разрыхляя его.